Положение об Основной образовательной программе ДОУ

Положение
об Основной образовательной программе
МБДОУ детский сад «Витимок»

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ФГОС дошкольного образования,
утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г с изменениями на 21
января 2019 года, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в
Российской Федерации" с изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования», Постановлением
главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», в соответствии Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение определяет цели и задачи, устанавливает порядок и технологию
разработки образовательной программы, требования к ее содержанию, структуре, условиям
и контролю реализации, а также к оформлению и результатам освоения образовательной
программы дошкольного образовательного учреждения.
1.3. Основная образовательная программа (далее - Программа) является нормативноуправленческим документом, определяющим совокупность взаимосвязанных основных и
дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных

технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение
прогнозируемого результата деятельности дошкольного образовательного учреждения.
1.4. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется в соответствии с Положением,
на основе ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ
дошкольного
образования,
внесенных
в
федеральный
реестр
примерных
общеобразовательных программ.
1.5. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для
воспитанников ДОУ и направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств формирование предпосылок учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста.
1.6. Основная образовательная программа представляет собой комплекс основных
характеристик образования воспитанников (объем, содержание, планируемые результаты) и
организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, иных компонентов,
оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Федеральным законом
№ 273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" случаях в виде рабочей
программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.
1.7. Основная образовательная программа направлена на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч.
достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого для успешного
освоения ими образовательных программ начального общего образования.
1.8. Образовательная программа разрабатывается рабочей группой, сформированной из
педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, и рассматривается
на Педагогическом совете.
1.9. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Программа
может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации в том числе русском языке как родном языке на основании заявлений
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Реализация
Программы на родном языке из числа языков народов Российской Федерации в том числе
русском языке как родном языке на основании заявлений родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся не должна осуществляться в ущерб
получению образования на государственном языке Российской Федерации.
1.10. Реализация Образовательной программы не сопровождается промежуточной и
итоговой аттестацией воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
2. Цели и задачи Основной образовательной программы
2.1. Цель программы - определение организации воспитательно-образовательной
деятельности, обеспечение построения целостной педагогической деятельности
направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка - физическое, социальноличностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое - во взаимосвязи, с учётом
их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей,
создание условий для планирования, организации и управления образовательной
деятельностью.
2.2. Программа направлена на решение следующих задач:
• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной
социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим возрасту видам деятельности;
• создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
условий социализации и индивидуализации детей;
• охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;

•

обеспечение познавательно-речевого,
социально-личностного,
художественноэстетического и физического развития воспитанников ДОУ;
• обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в
период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в
рамках образовательных программ различных уровней;
• создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого воспитанника ДОУ как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром;
• воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине,
семье;
• объединения обучения и воспитания в целостную образовательную деятельность на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа
жизни, развития
их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
• обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных
форм дошкольного образования, возможности использования программ различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.3. Программа разрабатывается в соответствии со следующим принципами:
• поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства
как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких
условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период
есть период подготовки к следующему периоду;
• полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
• личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей) воспитанников, педагогических и иных
работников ДОУ) и воспитанников дошкольного образовательного учреждения;
• уважение личности ребенка;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• реализация Программы в формах, специфических для детей возрастных групп,
прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое
развитие ребенка;

•

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
• сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
• учет этнокультурной ситуации развития детей.
2.4. В Образовательной программе учитываются:
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и
состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования
(далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности
отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
3. Технология разработки Основной образовательной программы
3.1. ДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает Программу в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО) и с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования.
3.2. Образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей
дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного
образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).
3.3. Программа разрабатывается: целевой и организационный раздел администрацией ДОУ,
содержательный раздел по образовательным областям и возрастным группам - творческой
группой педагогов, утвержденной приказом заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
3.4. Основная образовательная программа определяет содержание и организацию
образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
3.5. При разработке Образовательной программы ДОУ определяется продолжительность
пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, режим работы детского сада
в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности.
3.6. Структурные подразделения в одном дошкольном образовательном учреждении могут
реализовывать разные Программы.
3.7. Ежегодно по итогам полноты реализации образовательной программы и качества
образования воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения.
3.8. Изменения и дополнения Основной образовательной программы утверждаются до
начала учебного года на Педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.
4. Требования к содержанию и структуре Образовательной программы ДОУ
4.1. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности
и
охватывать
следующие структурные единицы, представляющие определенные направления
развития и образования детей (образовательные области):
4.1.1. Социально-коммуникативное развитие направлено на:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия воспитанника ДОУ со взрослыми и
сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных
действий;
• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к

своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном образовательном
учреждении;
• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
• формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
4.1.2. Познавательное развитие предполагает:
• развитие
интересов воспитанников детского сада, любознательности и
познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
4.1.3. Речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
4.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
4.1.5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности
детей:
• двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на
развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих
правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
• формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми с правилами;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
4.2. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды
для воспитанника ДОУ:
• предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
• характер взаимодействия со взрослыми;

характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
4.3. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к образовательной программе дошкольного
образования структура Программы следующая:
•
обязательная часть;
•
часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Обе части Основной образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС дошкольного образования.
4.4. Обязательная часть образовательной программы ДОУ предполагает комплексность
подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных
областях:
•
социально-коммуникативное развитие;
•
познавательное развитие;
•
речевое развитие;
•
художественно-эстетическое развитие;
•
физическое развитие.
4.5. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений
образовательные программы (учебные программы), направленные на развитие детей в одной
или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках,
методики, формы организации образовательной работы.
4.6. Объем обязательной части Образовательной программы составляет не менее 60% от ее
общего объема (от 100% до 83%); части, формируемой участниками образовательных
отношений, не более 40% (от 0% до 17%): в I младшей группе – 100% приходится на объем
обязательной части, со II младшей до подготовительной группы от 90% до 83% приходится
на обязательную часть.
4.7. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный,
организационный.
4.7.1. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
• цели и задачи реализации Программы;
• принципы и подходы к формированию Программы;
• значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
• особенности образовательной деятельности и специфику (в том числе язык обучения,
форму обучения, сроки освоения).
Планируемые результаты освоения Образовательной программы конкретизируют
требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и
индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также
особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детейинвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
4.7.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Основной образовательной
программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Образовательной программы включает:
• описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемой
Примерной программы и методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания;
•
•

•

описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
• описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений
развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Образовательной программы представлены:
• особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
• способы и направления поддержки детской инициативы;
• особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
• иные характеристики содержания Программы.
Часть Образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений,
включает художественно-эстетическое и социально-коммуникативное направления,
выбранные участниками образовательных отношений из числа Парциальных программ.
Данная часть Образовательной программы учитывает образовательные потребности,
интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
•
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
•
выбор тех Парциальных Программ и форм организации работы с детьми, которые в
наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также
возможностям педагогического коллектива;
•
сложившиеся традиции ДОУ: тематические дни, месячники и др.
Содержание коррекционной работы направлено:
• на обеспечение коррекции нарушений зрения, оказания детям квалифицированной
помощи в освоении Программы через организацию работы тифлопедагогов в каждой
возрастной группе;
• на обеспечение коррекции нарушений развития речи, оказание детям
квалифицированной помощи в освоении Программы через организацию работы
учителей;
• логопедов в логопедических группах и работу логопункта.
4.7.3. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, включает распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных
событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметнопространственной среды.
4.8. Обязательная часть основной образовательной программы ДОУ оформляется в виде
ссылки на Примерную программу. Часть образовательной программы, формируемая
участниками образовательных отношений, представлена в виде ссылок на Парциальные
программы.
4.9. Дополнительным разделом Основной образовательной программы является текст ее
краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей
(законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте и информационном
стенде ДОУ, а также в родительских уголках групп.
4.9.1. В краткой презентации Образовательной программы указаны:
• возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
• используемые Примерная и дополнительная Программы;
• характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
5. Требования к условиям реализации Основной образовательной программы ДОУ
5.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психологопедагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации
Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.
5.2. Условия реализации Образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных

образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности
детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе
и к другим людям.
5.3. Данные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
• гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
• обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанников ДОУ;
• способствует профессиональному развитию педагогических работников дошкольного
образовательного учреждения;
• создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
• обеспечивает открытость дошкольного образования;
• создает условия для участия родителей (законных представителей) воспитанников в
образовательной деятельности.
5.4. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной
образовательной программы ДОУ
5.4.1. Для успешной реализации Образовательной программы в ДОУ обеспечиваются
следующие психолого-педагогические условия:
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка
их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и
способностях;
• использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
воспитанниками, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления
развития детей);
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с
детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого воспитанника ДОУ и
учитывающего социальную ситуацию его развития;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
• защита воспитанников от всех форм физического и психического насилия;
• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
5.4.2. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального
развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником ДОУ в рамках
педагогической диагностики (оценки индивидуального развития воспитанников, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки воспитанника, построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции
особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой воспитанников.
При необходимости используется психологическая диагностика развития воспитанников
ДОУ (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую
проводят педагоги-психологи.

Участие воспитанника в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
детей.
5.4.3. В целях эффективной реализации Образовательной программы ДОУ создаются
условия для:
• профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе
их дополнительного профессионального образования;
• консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе
инклюзивного образования (в случае его организации);
• организационно-методического
сопровождения
процесса
реализации
Образовательной программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми.
5.4.4. ДОУ создает возможности:
• для предоставления информации об Образовательной программе семье и всем
заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также
широкой общественности; для взрослых по поиску, использованию материалов,
обеспечивающих реализацию образовательной программы, в том числе на
информационных стендах и сайте дошкольного образовательного учреждения;
• для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников
вопросов, связанных с реализацией образовательной программы.
5.4.5.
Максимально
допустимый
объем
образовательной
нагрузки
должен
соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН.
5.5. Требования к развивающей предметно-пространственной среде
5.5.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную
реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории,
прилегающей к детскому саду, приспособленной для реализации Образовательной
программы (участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития воспитанников в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья,
учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
5.5.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
5.5.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ;
• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
• учёт возрастных особенностей воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
5.5.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательнонасыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной.
5.6. Требования к кадровым условиям реализации Образовательной программы ДОУ
5.6.1. Реализация Основной образовательной программы обеспечивается руководящими,
педагогическими,
административно-хозяйственными
работниками
дошкольного
образовательного учреждения. Работники детского сада, в том числе осуществляющие
финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают
реализацию образовательной программы.

5.6.2. Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и
обеспечения реализации Образовательной программы, определяются ее целями и задачами, а
также особенностями развития воспитанников.
5.6.3. Необходимым условием качественной реализации Образовательной программы ДОУ
является ее непрерывное сопровождение педагогическими работниками в течение всего
времени ее реализации в дошкольном образовательном учреждении.
5.6.4. Педагогические работники, реализующие Образовательную программу, должны
обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей,
обозначенными в п. 3.2.5 ФГОС ДО.
5.7. Требования к материально-техническим условиям реализации Основной
образовательной программы ДОУ
5.7.1. Требования к материально-техническим условиям реализации Образовательной
программы включают:
• требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами;
• требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
• требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и
индивидуальными особенностями развития детей;
• оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
• требования к материально-техническому обеспечению Образовательной программы
(учебно-методический комплект, оборудование и оснащение).
5.8. Требования к финансовым условиям реализации Основной образовательной
программы ДОУ
5.8.1. Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами
общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в ДОУ осуществляется на основе
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами
государственной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающего реализацию
Образовательной программы в соответствии со ФГОС ДО.
5.8.2. Финансовые условия реализации Образовательной программы должны:
• обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации
и структуре основной образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения;
• обеспечивать реализацию обязательной части Образовательной программы и части,
формируемой участниками образовательных отношений, учитывая вариативность
индивидуальных траекторий развития воспитанников детского сада;
• отражать структуру и объём расходов, необходимых для реализации Образовательной
программы, а также механизм их формирования.
5.8.3. Финансирование реализации образовательной программы ДОУ осуществляется в
объеме определяемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации
нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение
общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
6. Требования к результатам освоения Основной образовательной программы ДОУ
6.1. Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют
собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений
воспитанника на этапе завершения уровня дошкольного образования.
6.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации основной образовательной программы, а также от ее характера, особенностей
развития детей в дошкольном образовательном учреждении.

6.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями воспитанников ДОУ. Освоение образовательной
программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации детей.
6.4. Целевые ориентиры Образовательной программы выступают основаниями
преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении
требований к условиям реализации основной образовательной программы целевые
ориентиры предполагают формирование у воспитанников предпосылок к учебной
деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
6.5. При реализации основной образовательной программы педагогическими работниками
ДОУ может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
6.6. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно
для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
• оптимизации работы с группой детей.
Результаты мониторинга отражаются в виде таблиц.
6.7. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую
проводит педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения.
6.8. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики
используется для решения задач психологического сопровождения и проведения
квалифицированной коррекции развития воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
7. Порядок разработки Образовательной программы, утверждения и внесения
изменений и (или) дополнений
7.1. Программа разрабатывается в соответствии с настоящим Положением рабочей группой,
созданной из состава педагогических работников дошкольного образовательного
учреждения.
7.2. Состав рабочей группы, ответственной за разработку Образовательной программы,
выбирается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
7.3. Проект Образовательной программы выносится на обсуждение и принятие на заседании
Педагогического совета дошкольного образовательного учреждения.
7.4. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, а
также требованиям ФГОС дошкольного образования, принимается соответствующее
решение коллегиальным органом и утверждается приказом заведующего детским садом.
7.5. Образовательная программа принимается Педагогическим советом дошкольного
образовательного учреждения и утверждается приказом заведующего ежегодно.
7.6. Основанием для внесения изменений и (или) дополнений в Образовательную программу
могут быть:
• результаты оценки эффективности и достижения целевых показателей усвоения
Образовательной программы воспитанниками;
• выход стратегических документов на федеральном уровне;
• необходимая корректировка составных частей Образовательной программы: учебный
план, календарный учебный график, рабочие программы педагогов ДОУ и т.п.

внесенные предложения по совершенствованию образовательной деятельности
коллегиальных органов дошкольного образовательного учреждения в рамках их
полномочий: Педагогическим советом.
7.7. Все изменения и (или) дополнения, вносимые в Программу по итогам обсуждения
Педагогического совета ДОУ, должны соответствовать требованиям, предусмотренным
настоящим Положением и закреплены приказом «О внесении изменений и(или) дополнений
в основную образовательную программу дошкольного образования дошкольного
образовательного учреждения».
7.8. Основная образовательная программа является собственностью дошкольного
образовательного учреждения.
•

8. Оформление основной образовательной программы ДОУ
8.1. Текст Основной образовательной программы набирается шрифтом Times New Roman,
кегль 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание
по ширине, абзац - 1 режим табуляции, поля: слева – 2.5 см, справа – 1.5 см, сверху – 2 см,
снизу – 2 см, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
8.2. Образовательная программа прошивается, страницы нумеруются в правом нижнем углу,
скрепляются печатью и подписью заведующего дошкольным образовательным
учреждением.
8.3. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения.
На титульном листе указываются: название программы; полное наименование ДОУ в
соответствие с лицензией; сроки реализации Программы; грифы рассмотрения и
утверждения основной образовательной программы, сроки реализации, название
населенного пункта, год разработки программы.
8.4. Список литературы строится в алфавитном порядке с указанием автора, названия, места
издания, издательства, года издания, вида и характеристики, количества страниц.
10. Контроль реализации Основной образовательной программы
10.1. Контроль за полнотой реализации основной образовательной программы ДОУ,
качества обучения воспитанников является обязательным компонентом образовательной
деятельности и осуществляется в соответствии с «Положением о внутреннем контроле в
ДОУ», планом контрольной деятельности, инструментарием контрольной деятельности.
10.2. Результаты контроля реализации основной образовательной программы обсуждаются
на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения.
10.3. В ДОУ создается система оценки качества дошкольного образования, которая включает
диагностический инструментарий оценки качества обучения по основной образовательной
программе дошкольного образовательного учреждения.
10.4. С целью полноты реализации образовательной программы в ДОУ осуществляется
мониторинг качества дошкольного образования в соответствии с программой мониторинга
качества дошкольного образования, которая включает направления мониторинга
(показателя), методика оценки (критерии), сроки проведения, сводный обобщающий
документ, исполнитель, ответственный, итоговый управленческий документ.
11. Хранение основной образовательной программы
11.1. Оригинал и копия основной образовательной программы, утвержденный заведующим
ДОУ, находится в методическом кабинете дошкольного образовательного учреждения.
11.2. К Образовательной программе имеют доступ все педагогические работники
дошкольного образовательного учреждения.
11.3. Копии перспективного планирования по каждому образовательному разделу находятся
в группах у воспитателей.
11.4. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения хранится 5 лет
после истечения срока действия.

12. Заключительные положения
12.1. Настоящее Положение об основной образовательной программе является локальным
нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо
вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
12.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
12.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения
к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.12.1 настоящего Положения.
12.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».