Положение о работе с одарёнными детьми МБДОУ детский сад «Витимок»_______ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в ДОУ (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 2 июля 2021 года (ст.77), постановление Правительства РФ от 17.11.2015 № 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития» с изменениями на 27.05.2020 года, а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность дошкольного образовательного учреждения. 1.2. Данное Положение определяет содержание работы с одаренными воспитанниками, способствующей полноценному развитию личности каждого ребенка (одаренного и с признаками одаренности), его самоопределению, самореализации, формированию его индивидуального дарования, достижению успеха в жизни, а также созданию условий для одаренных воспитанников, имеющих особо выдающиеся достижения в разных областях и сферах жизнедеятельности. Работа с одаренными детьми ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. 1.3. Актуальность настоящего Положения заключается в необходимости поддержки прав одаренных детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности. Одним из результатов реализации работы с одаренными воспитанниками в ДОУ является увеличение участия талантливых детей в различных конкурсах, фестивалях, олимпиадах. 1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. 1.5. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности проявления; • доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. 1.6. Целью работы с одаренными воспитанниками является создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, а также создание благоприятных условий для реализации имеющегося потенциала детей путем объединения усилий педагогов, родителей, руководителей ДОУ. 1.7. Для достижения цели поставлены следующие задачи: • выявление одарённых детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности воспитанников; • составление индивидуальных маршрутов одаренных воспитанников; • работа воспитателей по индивидуальным маршрутам; • использование на занятиях дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; • отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в образовательной и свободной деятельности детей; • организация разнообразных видов самостоятельной деятельности детей; • поощрение воспитанников и педагогов за достигнутые результаты. 1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий учебный год. 1.9. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. • 2. Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации 2.1. В основу работы с одаренными воспитанниками входят следующие принципы: • принцип расширения образовательного пространства; • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; • принцип развивающего обучения; • принцип опережающего обучения; • принцип комфортности в любой деятельности; • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей воспитанников; • принцип добровольности; • принцип создания ситуации успеха и уверенности. 2.2. Участниками реализации данного Положения являются: • администрация дошкольного образовательного учреждения (заведующий, заместитель заведующего, старший воспитатель); • воспитатели; • специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре); • воспитанники; • родители (законные представители) воспитанников. 2.3. Формы проведения мониторинга реализации данного Положения: • конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. (в соответствии с планом работы); • проектная деятельность воспитанников, совместно с воспитателями и родителями (законными представителями); • творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми; • тематический контроль (в соответствии с годовым планом работы ДОУ). 2.4. Формы мониторинга работы с одаренными детьми в детском саду: Формы Конкурсы, выставки, викторины, турниры, интеллектуальные марафоны и т.д. Проектная деятельность воспитанников совместно с воспитателями и родителями (законными представителями) Творческие отчеты воспитателей из опыта работы с одаренными детьми Тематический контроль Периодичность По годовому плану По годовому плану 1 раз в год, итоговый педсовет По годовому плану 3. Основные направления работы ДОУ по выявлению, поддержке и сопровождению одарённых воспитанников 3.1. Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на раннее выявление и отслеживание развития одаренных воспитанников: • создание условий для выявления одаренных воспитанников через непрерывную систему конкурсных мероприятий для воспитанников разного возраста; • создание информационных данных по одаренным воспитанникам; • мониторинг динамики продвижения одаренного ребенка в социуме. 3.2. Интеграция различных субъектов образовательной деятельности в рамках системы образования в ДОУ для работы с одаренными воспитанниками: • организация конкурсов, олимпиад, выставок и др. между дошкольными образовательными учреждениями; • создание профессионального сообщества педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; • участие в районных конференциях по проблеме работы с одаренными воспитанниками; • активное использование Интернет-технологий в организации работы с одаренными воспитанниками; • развитие проектной деятельности воспитанников; • подготовке материалов для сайта ДОУ; • привлечение родительской общественности к работе с одаренными детьми. 3.3. Непрерывное социально-педагогическое сопровождение одарённых воспитанников: • проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, работающих с одарёнными воспитанниками; • создание условий для проявления способностей, одарённости, таланта (детских объединений, форм массовой работы и др.). 3.4. Повышение квалификации педагогических кадров в сфере работы с одаренными воспитанниками: • организация мастер-классов; • тематических семинаров и других форм по распространению опыта сопровождения развития одаренного ребенка. 3.5. Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности: • создание для воспитанников ситуации успеха и уверенности через индивидуальное образование; • организация в ДОУ дополнительных образовательных программ; • организация проектной деятельности с воспитанниками; • организация и участие воспитанников в конкурсах, мероприятиях. 3.6. Работа с родителями (законными представителями) одаренных детей: • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей (законных представителей); • поддержка и поощрение родителей (законных представителей) одаренных детей в ДОУ. 3.7. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных воспитанников: • педагогические консультации для родителей (законных представителей) и педагогов; помощь педагогам в разработке индивидуальных учебных маршрутов для одаренных воспитанников; • проведение для одаренных воспитанников мероприятий, направленных на развитие их личности, социально-психологическую адаптацию. 3.8. Система оценивания результатов работы с одаренными детьми с помощью мониторинга: • тематические конкурсы, выставки; • проведение сравнительного анализа результатов участия одаренных воспитанников в конкурсах. 3.9. Система стимулирования воспитанников и педагогических сотрудников, работающих с одаренными детьми: • для педагогов: награждение денежными премиями, благодарностями, грамотами, участие в творческих конкурсах профессионального мастерства, размещением информации об успехах и достижениях воспитанников на сайте ДОУ и отдела образования; • одаренные дети: награждение благодарственными письмами, почетным грамотами, награждение подарками, размещением фотографий на стенде внутри дошкольного образовательного учреждения, обеспечение участия в конкурсах, соревнованиях различного уровня, размещение информации об успехах и достижениях на сайте ДОУ. 3.10. Привлечение социальных партнеров к поддержке одаренных детей: • беседы с родительской общественностью; • беседы с руководством различных предприятий города (населенных пунктов), индивидуальных предприятий. • 4. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными воспитанниками 4.1. Работа с одарёнными воспитанниками начинается с 1 сентября текущего года и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в ДОУ. 4.2. Формы работы с одарёнными воспитанниками: • конкурсы – выставки детского творчества разной тематики; • музыкальные шоу; • спортивные соревнования; • викторины, интеллектуальные игры и др. 4.3. В функциональные обязанности заведующего дошкольным образовательным учреждением входит: • планирование в годовом плане работы детского сада отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением воспитанниками в образовательной деятельности; • материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными воспитанниками. 4.2. Функции заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе: • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и планирование в годовом плане работы ДОУ мероприятий по работе с одаренными детьми и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности; • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанные с реализацией данного Положения организация и проведение семинаров по работе с одарёнными детьми; • подбор диагностических материалов по выявлению одаренных воспитанников; • помощь в разработке индивидуальных маршрутов для одарённых детей; • сбор информационных данных по одарённым детям; • оформление нормативной документации; • планирование, участие в организации смотров конкурсов, выставок, турниров, интеллектуальных марафонов и т. п. 4.3. Функции старшего воспитателя: Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256 планирование в годовом плане работы ДОУ отдельных мероприятий по работе с одаренными воспитанниками и осуществление контроля его выполнения участниками образовательной деятельности; • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с реализацией данного Положения; • руководство подготовкой творческих отчетов педагогов, работающих с одаренными воспитанниками; • организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными воспитанниками; • координация действий педагогов, работающих с одарёнными детьми; • помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых воспитанников; • сбор информационных данных по одарённым детям; • подбор диагностических материалов для выявления одарённых воспитанников; • сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме; • подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными воспитанниками; • определение критериев эффективности работы; • оформление материалов по работе с одарёнными воспитанниками на стенде в методическом кабинете; • размещение информации о результатах и достижениях воспитанников и педагогов на сайте ДОУ. 4.4. Функции педагогов: • выявление одаренных воспитанников; • мониторинг развития одаренных воспитанников производится через анализ результативности участия в мероприятиях (конкурсах, спортивных соревнованиях и т.д.), наблюдение педагогов за воспитанниками в образовательной деятельности и анкетирование родителей (законных представителей) и педагогов; • корректировка программ и тематических планов для работы с одаренными воспитанниками, включение заданий повышенной сложности, творческого, исследовательского уровней; • организация индивидуальной работы с одаренными воспитанниками; • подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам; • оформление своего опыта работы с одаренными воспитанниками в виде творческого отчета для предъявления на Педсовете; • создание картотеки материалов повышенного уровня сложности; • консультирование родителей (законных представителей) одаренных воспитанников по вопросам развития способности их детей. 4.5. Функции узких специалистов: • выявление одаренных детей; • заполнение карт индивидуальных образовательных программ развития одаренных детей (сводной таблицы по видам (областям) одаренности воспитанников), используя данные своих диагностик и наблюдений, педагогов, родителей (законных представителей); • планирование работы с учетом реализации способностей одаренными воспитанниками; • предоставление необходимой информации заведующему, ответственному за работу с одаренными воспитанниками. • 5. Направления работы с одарёнными воспитанниками 5.1. Работа с воспитанниками: • работа с одарёнными воспитанниками проводится в форме дополнительных занятий, участия в конкурсах, концертах, выставках, праздниках, создания продуктов детского творчества, викторин, спортивных соревнований; работа с воспитанниками, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и развивающих технологии, использование исследовательского и проектного метода, нетрадиционных техник, творческих заданий. 5.2. Работа с кадрами: • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, все педагоги работают по данному направлению в рамках распространения педагогического опыта; • работа проводится в форме методических мероприятий: фронтальных (педсоветов, семинаров), групповых (коллективных просмотров, работы в микрогруппах), индивидуальных (творческих отчетов, консультаций). 5.3. Работа с родителями (законными представителями): • работа с родителями (законными представителями) одарённых воспитанников проводится в форме консультаций, бесед, отчётных мероприятий, наглядной информации по данному направлению, анкетирования, совместного участия в конкурсах; • за данное направление ответственность несут заместитель заведующего по учебновоспитательной работе, воспитатели. • Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4256 6. Заключительные положения 6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными воспитанниками в ДОУ является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.