01.09.2022
Понимание качества образовательной
деятельности
Качество образования — это комплекс характеристик образовательного процесса,
определяющих последовательное и практически эффективное формирование
компетентности и профессионального сознания. Здесь можно выделить три группы
характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество
процесса формирования профессионализма и качество результата образования.
Качество потенциала выражается в
таких характеристиках, как качество цели образования, качество образовательного
стандарта, качество образовательной программы, качество материально-технической
базы образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского
состава, качество абитуриентов, качество информационно-методической базы.
Как видно, качество образования – это
комплексный показатель:
• соотношения цели и результата
обучения;
• обеспечения степени
удовлетворения ожиданий участников образовательного процесса от предоставляемых
образовательных услуг;
• определенного уровня знаний,
умений, навыков, компетентностей и компетенций, умственного, физического и
нравственного развития личности;
Одновременно это система, модель,
организация и процедуры, гарантирующие обучающимся необходимое общественное
развитие.
Понятие “качество дошкольного образования”
анализируется, исходя из трёх различных аспектов. В общегосударственном аспекте
качество дошкольного образования можно определить мерой её адекватности
социально-экономическим условиям общества. Здесь качество дошкольного
образования соприкасается с такими категориями, как уровень жизни,
экономический потенциал страны и т.д. В социальном аспекте оно определяется
соответствием образовательных услуг реальному запросу родителей. Качество
дошкольного образования в педагогическом аспекте может означать реализацию
принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному
взаимодействию педагога с детьми.
Понятие «качество» многогранно и с
позиции каждого его участника трактуется по-разному:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.
Для родителей – это эффективное обучение детей, то есть обучение по
программам, хорошо готовившим детей к школе:
обучение без утомления;
сохранение здоровья детей как
психического, так и физического;
успешность обучения;
поддержание желания детей учиться;
обеспечение возможности поступлении
в престижную школу;
обучение престижным предметам
(иностранный язык, хореография и т.д.)
Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их деятельности
руководителем дошкольного учреждения, родителями:
успешное выполнение всех учебных
программ всеми детьми;
оптимальный подбор методов и
приемов работы с детьми;
поддержание интереса детей к
учебному процессу;
успешное развитие детей в процессе
их обучения;
сохранение физического и
психического здоровья детей;
рациональное использование учебного
времени детей и рабочего времени воспитателя;
обеспеченность педагогического
процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.
Для руководителя - это:
высокая оценка деятельности
воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада
как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;
сохранение здоровья детей;
рациональное использование учебного
времени детей и рабочего времени педагогов;
успешность деятельности педагогов и
детей;
полное усвоение выбранных программ,
качественная подготовка детей к школе.
с точки зрения руководителя микро
или макро- уровня, это эффективность функционирования и повышение
жизнестойкости управляемой подсистемы.